Доломитовые Альпы
Когда-то, много миллионов лет назад, здесь плескались воды теплого тропического моря. Африка постепенно сближалась с Европой, море мелело. Затем вода ушла вовсе, оставив следы лагун, фьордов и коралловых рифов, населенных доисторическими моллюсками, удивительной красоты горный ландшафт – Доломитовые Альпы, недавно включенные в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Доломит - это минерал, CaMg[CO3]2. Название свое он получил в честь французского ученого-естествоиспытателя Деодата де Доломью (Déodat Gratet de Dolomieu, 1750-1801), исследовавшего химический состав породы, из которой состоят эти бледные горы высотой более 3000 м, со скальными вершинами, похожими на неприступные крепости.
За несколько секунд до заката Доломиты внезапно меняют свой цвет и становятся оранжево-розовыми. Это явление обитатели ладинских долин называют Enrosadira, а австрийцы - Alpengluhen.
Как гласит легенда, Доломиты не всегда были такими суровыми и бесчувственными, как сегодня. Прежде их склоны украшал ковер цветущих роз. Жили тут добрые гномы, и правил ими король по имени Лаурино. Легкомысленное королевство не имело крепостных стен, границы его были обозначены лишь тонкой шелковой нитью. Однажды пришли злые люди и захватили короля в плен. Лаурино решил, что во всем виноваты цветы, чья красота привлекла врагов, и заколдовал свой сад, превратив его в камни, сделав невидимым ни днем, ни ночью. Но король забыл про сумерки - в эти мгновения и оживают на склонах прекрасные розы…
Dolomiti Superski:
Официальный вэб-сайт региона www.dolomitisuperski.com
Это крупнейший в мире горнолыжный альянс: 12 регионов катания с общим ски-пассом, расположенных в трех административных областях Италии – Алто Адидже, Трентино и Венето (провинция Беллуно). 1220 км трасс и 470 канатных дорог, способных каждый час забрасывать на вершины 620 000 человек!
В Dolomiti Superski входят:
Четыре области из этого списка - Валь Гардена, Алта Бадиа, Арабба и Валь ди Фасса – примыкают к горному массиву Sella (3152) и связаны канатками и трассами: путешествовать из одной в другую, между расположенными в них курортами, можно не снимая лыж. Остальные регионы разбросаны на большой площади по всем Доломитовым Альпам. Некоторые из них в свою очередь представляют собой объединенные горнолыжные территории. Например, Кронплатц с его суперсовременной системой подъемников или Чиветта, получившая свое название от знаменитой горы высотой 3220 м, которая доминирует над зоной катания с верхней точкой всего 2100 м. Другие регионы включают несколько самостоятельных лыжных районов, между которыми приходится переезжать на автобусах. Так дело обстоит в Кортине д’Ампеццо, Валь ди Фьемме и Валь ди Фассе / Карецца, Валле Изарко и Сан-Мартино / Пассо Ролле.
Общее количество курортов в Dolomiti Superski с трудом поддается исчислению - их приблизительно около сорока. Среди них есть старые, всемирно известные горнолыжные центры с развитой туристической инфраструктурой и небольшие станции, где катаются главным образом сами итальянцы. Есть курорты с прочной спортивной репутацией, принимающие у себя престижные международные соревнования, с шумным après-ski и ночной жизнью, - и поселки, больше ориентированные на спокойный семейный отдых с детьми.
Каждый регион Dolomiti Superski по-своему интересен, и все очень красивы – ведь это Доломитовые Альпы, которые Ле-Корбюзье назвал «самой великолепной природной архитектурой в мире».
История Dolomiti Superski вкратце такова. Горнолыжный альянс, предложивший единый скипасс для разных, подчас весьма обширных регионов катания, был создан в 1974 году. Первоначально в него вошли Кортина д‘Ампеццо, Кронплатц, Валь Гардена / Альп ди Сюзи, Алта Бадиа, Арабба и Валь ди Фасса / Карецца. Общая протяженность трасс тогда составляла 740 км, их обслуживали 250 канатных дорог. Через год к содружеству присоединилась Алта Пустериа, еще через год – Валь ди Фьемме / Оберегген и Сан-Мартино ди Кастроцца; суммарная длина трасс приблизилась к 930 км, подъемников насчитывалось 347. В 1979 году, когда в Dolomiti Superski вступили город Брессаноне (нем. - Бриксен) и несколько курортных поселков Валле Изарко, протяженность маркированных спусков перевалила за 1000 км. Регион Тре Валли (Сан-Пеллегрино – Фалькаде) вошел в альянс в 1984-м; последним, двенадцатым, членом Dolomiti Superski в 1994 году стала горнолыжная область Чиветта.
Горнолыжный маршрут Селла Ронда (Sella Ronda):
Каждый мало-мальски подготовленный лыжник в Сельве или С.-Кристине (Валь Гардена), Канацеи или Кампителло (Валь ди Фасса), Корваре, Колфоско (Алта Бадиа) или Араббе, познакомившись с трассами, расположенными непосредственно над этими курортами, непременно отправляется в путешествие по маршруту Sella Ronda. Многие делают это даже еще до того, как освоят свои «домашние» склоны.
Sella – мощная, почти монолитная горная группа, похожая на неприступную крепость с отвесными скальными стенами высотой 600-800 м. В северной ее части находятся Piz Miara (2912), Meisules (2994), Cima Pissadu (2985), на востоке – Piz da Lec (2911), с южной стороны – Sass Pordoi (2950) и главная вершина, конусообразная Piz Boe (3151). Ronda буквально означает «патруль». А Sella Ronda – замкнутый круговой маршрут, пройти который в обоих направлениях, как по, так и против часовой стрелки, позволяет цепь связанных между собой канаток и трасс. Возможность такого «патрулирования» появилась в середине 80-х годов прошлого века: именно к этому времени были установлены подъемники на всех четырех перевалах вокруг горной группы Sella: Passo Gardena (2137), Passo Campolongo (1875), Passo Pordoi (2239) и Passo Sella (2244).
Длина маршрута с учетом подъемов и спусков, если двигаться «по прямой», без каких-либо отклонений, составляет около 40 км. Разные путеводители указывают разное время, необходимое для Sella Ronda, обычно 4-5 часов. На самом деле, более-менее подготовленный лыжник справляется с маршрутом быстрее, а опытный катальщик при желании способен дважды за день обернуться вокруг Sella. Профессиональные спортсмены, участники ежегодного Sella Ronda Skimarafon, обегают горную группу за 3,5-4 часа на равнинных лыжах.
Если не ставить никаких рекордов, Sella Ronda представляет собой приятную, не слишком утомительную прогулку. Лыжникам со средним опытом катания это ски-сафари нравится постоянной сменой восхитительных пейзажей, характера склонов, самой возможностью двигаться вперед и вперед, не повторяя пройденных спусков. Сбиться с дороги трудно: на развилках и на станциях канатных дорог имеется множество указателей движения по и против часовой стрелки. Безусловным плюсом является то, что на всем протяжении маршрута в обоих направлениях не осталось бугельных подъемников - только креселки и гондолы. В них можно передохнуть и наскоро перекусить, если жаль тратить время на серьезный обед в одном из горных ресторанов, которых по дороге десятки.
Гланый недостаток Sella Ronda состоит в том, что большинство трасс маршрута не интересны именно как трассы. В обоих направлениях хватает пологих и скучных спусков, некоторые участки проходятся практически без поворотов. Не полноценное катание, а перемещение из пункта А в пункт В, еще и палками приходится отталкиваться, чтобы хоть немного набрать скорость…
Как и во всяком ски-сафари, путешествуя по маршруту Sella Ronda необходимо внимательно следить за временем: на последнем перевале перед долиной, в которой вы живете, лучше быть не позднее 16.00. Не стоит игнорировать периодически возникающие на электронных табло предупреждения: Sella Ronda closed. Это означает, что движение по кругу остановлено из-за погодных условий, аварии на подъемнике или по какой-то иной причине. В таком случае, приехав, например, из Валь Гардены в Араббу, вы рискуете обнаружить, что там ни в ту, ни в другую сторону канатки не поднимают (впрочем это случается довольно редко)… Если не рассчитали время, опоздали на подъемники или застряли где-то посреди маршрута, особо не переживайте. Автомобильное сообщение вокруг массива Sella открыто весь год, такси пока никто не отменял; возвращение домой обойдется в 70-100 евро.
Начать путешествие можно из любого курорта, расположенного в непосредственной близости от горной группы Sella. Для того, чтобы на лыжах добраться до маршрута из Ортизеи (Валь Гардена), требуется около часа, из Ла-Виллы и Сан-Кассиано (Алта Бадиа) – 30-40 минут; столько же времени займет дорога из находящихся в Валь ди Фассе курортов Поцца и Виго ди Фасса (автобус + подъем на фуникулере). Мы описываем маршрут Sella Ronda, начиная с Сельвы-Гардены.
По часовой стрелке:
Этот вариант на картах и указателях на трассах обозначен оранжевым цветом. Он предполагает 11 подъемов и 8 спусков.
Из Сельвы в 6-местных гондолах поднимаемся на Dantercepies (2300) и спускаемся к поселку Колфоско (1645). Длина трассы около 5 км при перепаде высот всего 650 м. Кроме самого верхнего, иногда бугристого отрезка у Passo Gardena, ехать можно практически без поворотов. Между Колфоско и Корварой (1568) – перекидная 4-креселка над слишком пологим участком длиной более километра: ни в ту, ни в другую сторону движение на лыжах невозможно. В середине и особенно в конце дня на нее часто собираются очереди минут на 20.
Из Корвары на склон Boe вытягивает 12-местный гондольный подъемник. C высоты 2200 м средней сложности спуск (1,4 км) ведет к перевалу Campolongo, с которого на 4-креселке предстоит подняться к Bec de Roces (2160). Отсюда стартуют две симпатичные «красные» трассы южной ориентации: снег на них, как правило, очень мягкий. Встретившись у 4-креселки Pale, они превращаются в довольно узкий «синий» проезд, завершающийся выкатом в Араббу (1600).
Здесь придется снять лыжи и перейти через дорогу к подъемникам на Porta Vescovo (2478); это займет не более пяти минут. Можно воспользоваться фуникулером или 25-местной гондольной дорогой, имеющей промежуточную станцию на Pescoi (2158); на оба подъемника бывают довольно длинные очереди, кабины уходят наверх битком набитые. С вершины – великолепный вид на ледник Marmolada (3342). Северный 3,5-километровый спуск с Porta Vescovo, официально имеющий «красную» маркировку, - самый сложный на всем маршруте Sellaronda. На крутом тенистом верхнем участке быстро образуются большие бугры; в средней части есть несколько скоростных отрезков. Соблюдайте осторожность, трезво оценивайте свои силы. Не останавливайтесь посреди трассы: если решили полюбоваться Piz Boe и панорамой долины, лучше уйти в сторону.
С Pont de Vauz (1851) на перевал Pordoi доставляет 4-кресельный подъемник. Несложный 700-метровый спуск в обратном направлении, к такой же креселке, которая забросит на гребень по другую сторону скалы Sass Bece (2583). С высоты 2418 м предстоит длинный, 4,5 км, спуск в Pian Frataces (1715). Поначалу – просторные и светлые «красные» выкаты Belvedere; ближе к концу – довольно тесный, забитый народом бугристый проезд с несколькими крутыми поворотами. На развилке метров за 300 до финиша держитесь правее – иначе окажетесь на трассе, ведущей в Валь ди Фассу, в Канацеи (1460), и надолго оторветесь от Sellaronda.
На противоположный восточный склон Col Rodella (2485) поднимают 8-местные гондолы. Короткий проезд к 4-креселке Cavazes-Grohmann и еще один подъем, на 2323 м. Отсюда несложный «красный», а за Passo Sella и вовсе элементарный «синий» спуск в направлении План-де-Гралба (1800). По правую руку – красивые стены Miara, по левую – клык Sassolungo (3181)… С полдороги, воспользовавшись 4-креселкой Sole, можно подтянуться на Piz Seteur (2063), откуда в План-де-Гралба ведет приятная лесная трасса. Несложный «красный» спуск (2,3 км) в район Plan, короткая перекидная креселка - и через 250 м финиш на окраине Сельвы (1563).
Против часовой стрелки:
Данный вариант кругового маршрута Sella Ronda, маркированный на картах и указателях зеленым цветом, предполагает 13 подъемов и 10 спусков.
В 12-местных гондолах поднимаемся из Сельвы на Ciampinoi (2254) и по любой из «красных» трасс (обе 2,5 км, левая проще) спускаемся в План-де-Гралба. На выкате – будьте к этому готовы – всегда довольно многолюдно.
4-кресельный подъемник на Piz Seteur, следом еще один, к отметке 2235 м. Длинный, 800-метровый, очень пологий траверс среди каменных глыб, некогда обрушившихся с Sassolungo, приводит к медленной 3-креселке Sasso Levante, которая вытягивает на высоту 2428 м. Отсюда, держась правее, пересекаем несколько трасс с Col Rodella (внимательно смотрите по сторонам, чтобы избежать столкновений!), и выходим на качественный 3-километровый «красный» спуск средней ширины с несколькими скоростными отрезками, ведущий в Pian Frataces; общий перепад высот составит около 700 м. Ближе к финишу держитесь левее, чтобы не «свалиться» в Канацеи.
На склон Belvedere доставляют 8-местные гондолы; выше, на гребень Sass Bece, к отметке 2418 м – мощная 6-креселка, на которую тем не менее нередко собирается длинная очередь. Вниз устремляется очень неплохая поначалу «красная» трасса, однако за Pont de Vauz, где надо перейти через дорогу, она превращается в унылый пологий траверс, идущий вдоль речки до самой Араббы. Общая длина спуска – 6 км.
Из Араббы на Burz (1940) вытягивает 4-кресельная канатка. Короткий выкат в ложбину Plan Boe (1800), после чего еще одна 4-креселка – на Bec de Roces и спокойная «синяя» дорожка (1,1 км) к перевалу Campolongo. Отсюда на точно такой же канатке поднимаемся на восточный склон. С высоты 2055 м берет начало широкая в верхней части, живописная лесная «красная» трасса длиной 2,6 км; бугры встречаются лишь на завершающем отрезке перед финишем в Корваре. Плато Алта Бадии остается справа; прямо перед глазами – впечатляющий скальный пик Sassongher (2665), визитная карточка этого региона.
Перекидная 4-креселка к Колфоско плохо справляется с нагрузкой, как и следующий аналогичный подъемник: на обоих толкучка. Далее – две секции 8-местных гондол на склон Grand Cir, до отметки 2222 м. От верхней станции уходит ничем не примечательный 300-метровый спуск средней сложности. Пройдя его, можно еще раз подтянуться наверх, воспользовавшись 4-креселкой Val Setus, но лучше сэкономить время, сразу продвинувшись вперед к 4-креселке, доставляющей с перевала Gardena на Dantercepies.
Достойно завершит ски-сафари Sella Ronda против часовой стрелки любая из двух в равной степени интересных «красных» трасс в Сельву: длина обеих 4,5 км, перепад высот 730 м.